Именно поэтому важно, как взрослые рассказывают ребенку о тех, кто не похож на него, а также как реагируют на вопросы об инвалидности или других различиях, сообщает 24 Канал со ссылкой на Goodstart Early Learning.
Также на тему Определили, в каком возрасте закладывается риск ожирения на всю жизнь
Станьте примером для подражания
Исследования доказывают: отношение детей к сверстникам с особенностями во многом зависит от позиции взрослых. Если опекун спокойный, доброжелательный и с уважением относится к другим, в частности к детям с инвалидностью, ребенок перенимает эту модель поведения.
Говоря о человеке с физическими, психическими или другими особенностями, прежде всего акцентируйте внимание на личности. Нельзя сводить человека к его диагнозу или состоянию: корректнее говорить "человек с расстройствами аутистического спектра", а не просто "аутист".
Замечать – естественно
Любознательность и внимательность – естественные черты детей. С ранних лет они замечают, как кто-то быстро бегает или прыгает, а кому-то нужна помощь в передвижении. Кто-то легко запоминает факты, а кому-то это дается труднее. У каждого свои сильные и слабые стороны.
Когда ребенок интересуется особенностями другого человека, важно самостоятельно инициировать разговор. Давать короткие, простые и положительные ответы – их легче понять и запомнить. Например, объясните, что слуховой аппарат помогает слышать, а инвалидная коляска – передвигаться, не акцентируя на том, чего человек не может. Если вы чего-то не знаете, предложите узнать больше вместе.
Важно донести до ребенка: человек с особенностями развития во многих аспектах такой же, как все – он хочет учиться, дружить, быть услышанным и нужным.
Как научить уважению
Не всегда понятно, как вести себя с теми, кто отличается от большинства. Задача взрослого – научить ребенка уважать других людей. Вот несколько советов, которые помогут действовать правильно:
- Не избегайте ситуаций и не забирайте ребенка, если он растерялся, встретив особого сверстника. Поддержите его, помогите познакомиться, не акцентируя на различиях.
- Объясните, что жалость или сочувствие неуместны, так же как и высокомерие. Человек с инвалидностью – не жертва.
- Дети часто стремятся помочь, но важно объяснить: помогать нужно только тогда, когда об этом просят или если человек соглашается на помощь.
- Если кто-то с особенностями развития не разговаривает вслух, это не значит, что он не хочет общаться или не понимает. Альтернативные способы коммуникации (жесты, картинки, устройства) помогают выражать мысли. Объясните ребенку, что каждый способ общения заслуживает уважения.
- Во время общения с человеком с нарушением слуха не нужно повышать голос – используйте жесты и не закрывайте рот.
- Обращайтесь к человеку непосредственно, а не через сопровождающего, даже если он пользуется переводчиком или ассистентом.
- Дети с инвалидностью могут чаще становиться жертвами буллинга. Объясните ребенку, почему оскорблять других неправильно, и научите извиняться, если это вдруг произошло.
Формирование толерантности, эмпатии и уважения ко всем людям – это длительный, но чрезвычайно важный процесс. Именно взрослые создают тот фундамент, на котором вырастает новое, более чуткое и инклюзивное поколение. Открытый диалог, собственный пример и готовность поддержать – лучшие инструменты в воспитании уважения к различиям.