Насколько полезны развивающие игрушки

Однако эффективность структурированной игры значительно возрастает при активном участии взрослого. В случае неструктурированной игры, когда взрослые не вовлечены, кубики для чтения могут легко превратиться в обычные элементы для строительства, пишет 24 Канал со ссылкой на CQEL.

Также на тему Ребенок боится врачей: как побороть страх

Таким образом, ключевым моментом развивающей игры является активное привлечение взрослого, который управляет процессом, поддерживает интерес ребенка и направляет игру. Независимо от того, насколько интеллектуальной является игрушка и сколько функций она имеет, ее польза будет зависеть от того, насколько взрослый вовлечен в игровой процесс.

Развивающие игрушки для разного возраста

Чтобы игрушка действительно была "развивающей", она должна соответствовать возрастным особенностям и задачам ребенка. Психологи, изучающие развитие детей, делят детство на разные этапы, определяя соответствующие для каждого возраста потребности и задачи. Игры адаптируются в зависимости от новых требований и меняются вместе с ребенком. Психолог Жан Пиаже выделил четыре стадии развития детского интеллекта

Стадия сенсомоторного развития (0 – 2 года)

Особенности: В этом возрасте дети познают мир через сенсорное восприятие и двигательную активность. Они исследуют окружающую реальность с помощью своих чувств и движений, осознавая, как их действия влияют на мир вокруг.

Примеры игрушек: Игрушки с разнообразными текстурами (песок, рис, бобы), музыкальные инструменты и звуковые игрушки, текстурные коврики для ползания.

Дооперационная стадия (2 – 7 лет)

Особенности: На этой стадии дети начинают использовать символы и развивать внутренние планы, но им еще сложно воспринимать мир с точки зрения других. Они не всегда понимают законы сохранения количества предметов и веществ.

Примеры игрушек: Куклы и фигурки, одежда для ролевых игр, уменьшенные модели окружающего мира (кукольные домики, машинки), конструкторы, предметы для рисования и настольные игры.

Стадия конкретных операций (7 – 11 лет)

Особенности: Дети начинают успешно манипулировать символами и использовать их в логических действиях. Они понимают закон сохранения и могут группировать предметы, хотя обобщения пока даются с трудом. В этом возрасте детям интересно понимать, как устроен мир.

Примеры игрушек: Наборы LEGO, шашки и шахматы, наборы для юных физиков и химиков, математические игры, модели для сборки (самолеты, машинки).

Стадия формальных операций (12+ лет)

Особенности: Подростки могут работать как с конкретными, так и с абстрактными понятиями, используя логическое мышление.

Примеры игрушек: Стратегические и логические игры, включая судоку и шахматы, кубик Рубика и другие головоломки, а также книги, посвященные устройству мира.